Авада Нахуй Блять Кедавра!
Мои замечания и соображения по поводу 6-ой книги.Главное в 6-ой книге, это, очевидно, — резкое изменение характеров действующих лиц. Прежде всего, Поттера (с определёнными оговорками), Драко Малфоя, Снейпа и Дамблдора. Разумеется, это является частью авторского замысла. Не бывает таких совпадений. Видимо, г-жа Роулинг вышла на финишную прямую и решила, наконец, определиться, «кто есть who».
Коротенько пробежимся по персоналиям.
Гарри Поттер
Разумеется, образ Поттера не меняется резко (в отличие от образов Малфоя, Дамблдора или Снейпа), эволюция характера Гарри прослеживается во всех предыдущих пяти книгах. В 6-ой книге, однако, процесс совершенно явственным образом завершается. Именно это, «смерть» Гарри, а вовсе не смерть Дамблдора или открытый переход Снейпа и Малфоя на сторону Волдеморта (хотя, разумеется, это тоже очень важные, сильно влиящие на дальнейшее развитие сюжета события), является, полагаю, главным событием 6-ой книги. Происходит окончательная (и, скорее всего, бесповоротная) гибель того Гарри, образ которого г-жа Роулинг пыталась нарисовать в своих первых книгах — доброго, но несчастного, забитого, забытого мальчика (здакая Золушка в штанах). В 6-ой книге происходит завершение трансформации Гарри в некую новую сущность, в отношении которой говорить о добре, терпимости, «любви» (о которой так любил кудахтать Дамблдор), уже не приходится (соответственно, думаю, поубавится к «Новому Гарри» и симпатии). Вместо Гарри появляется крайне ожесточённый и непримиримый умелый волшебник, принимающий методы (убийство для «Нового Гарри» уже не является ни только чем-то запретным, но даже чем-то выходящим из ряда вон) и тактику (нападение вместо практиковавшейся ранее обороны) Волдеморта. Гарри становится АнтиВолдемортом, Волдемортом-2.
Событием, завершающим перерождение Гарри, являются, очевидно, похороны Дамблдора. Именно тогда он принимает окончательное решение оставить Школу и начать Свою Войну (которой предполагает отдать всего себя, все свои силы и время): «Если Дамблдор был прав — а я не сомневаюсь в этом — существуют ещё четыре Хоркрукса. Я найду их, уничтожу, а затем доберусь до седьмой частички души Волдеморта, заключённой в нём самом. И я собираюсь его убить. И если я встречу на своём пути Северуса Снейпа... Что ж, тем лучше для меня и хуже для него» (Кн. 6. Гл. 30.).
С уверенностью можно утверждать, что Дамблдор содействовал этому перерождению. Но намеренно, или, всё же, случайно — вопрос. С одной стороны, он не уставал повторять Гарри о доброте и любви, с другой — делал всё, чтобы разжечь в нём ярость и злость. Я, всё-таки, придерживаюсь той точки зрения, что Дамблдор сознательно пытался превратить Гарри в послушное орудие в своих руках, смертельное для Волдеморта. В эдакого Зомби Дамблдора. (Напрашивается параллель между А.Д. и зомби, используемыми Волдемортом.) Как говорится, «Наш ответ Чемберлену!»
Драко Малфой
Очень сильно в 6-ой книге именился характер Малфоя. Честно говоря, я был весьма удивлён Малфоем, показанным в «ГП и ПП». Слишком уж он не был похож на Малфоя, действующего в первых пяти книгах.
Драко представлен примитивным и неспособным, тряпкой, размазнёй и даже плаксой (!). Куда-то без следа испарились его ум и хитрость, выдержка и уверенность...
Похоже, г-жа Роулинг насмотрелась третьего фильма, где именно таким показал Малфоя-Младшего Куарон.
Единственным достойным благородного имени Малфоя поступком Драко становится его месть Поттеру (за отца):
«Панси ушла. Теперь Гарри и Малфой остались в купе одни. Студенты проходили мимо, спускаясь на тёмную платформу. Малфой подошёл к двери купе и закрыл её, чтобы никто не мог его видеть. Тогда он наклонился к своему чемодану и открыл его снова. Гарри посмотрел вниз, его сердце забилось сильнее. Что Малфой хотел скрыть от Панси? Собирался ли он посмотреть на тот сломанный предмет, который очень нужно было починить?
— «Петрификус Тоталус!»
Внезапно Малфой направил свою палочку на Гарри, которого мгновенно парализовало. Как в замедленной съёмке Гарри свалился с багажной полки и упал к ногам Малфоя, плащ-невидимка слетел с него, и он начал корчиться на полу, пытаясь как-нибудь подняться на колени, но не мог пошевелить ни одним мускулом; он мог лишь пристально глядеть на широко улыбающегося Малфоя.
— «Я был прав», — торжественно сказал тот. — «Я слышал, как чемодан Гойла ударил тебя. И, мне показалось, видел, как что-то мелькнуло в воздухе, когда зашёл Забини...»
Его глаза на мгновение задержались на Гарри.
— «Ты не услышал здесь ничего важного, Поттер. Но, раз уж ты здесь...»
И он сильно ударил Гарри в лицо. Гарри почувствовал, как сломался его нос; струёй брызнула кровь.
— «Это — за моего отца. Так, давайте посмотрим, что тут у нас...»
Малфой вытащил плащ из-под неподвижного тела Гарри и набросил на него.
— «Я не думаю, что они найдут тебя до того, как поезд вернётся в Лондон», — спокойно сказал он. «Увидимся позже, Поттер... или нет».
И, попытавшись посильнее наступить Гарри на пальцы, Малфой вышел из купе».
(Кн. 6. Гл. 7.)
Северус Снейп
А вот резкие изменения в образе Снейпа меня порадовали. Прежде всего, потому что он оказался вовсе даже не подлым перебежчиком, а благородным разведчиком, лазутчиком в стане врага.
Признаться, я всегда надеялся на лучшее. То есть, именно на это.
Вот только, мне кажется, сбежав из Хогвартса он поступил необдуманно. Если бы Снейп остался, он, весьма вероятно, смог бы подмять под себя всю Школу. Ведь Дамблдор — единственный, кто мог оказать Снейпу противодействие — погиб. (Тем более, Снейп не знает, что Гарри видел, как он убивал Дамблдора.)
Хотя, теперь, когда впереди осталась лишь решающая схватка, он может быть более полезен рядом с Волдемортом...
Альбус Дамблдор
В «ГП и ПП» не таким, как в предыдущих пяти книгах, предстаёт и Дамблдор. Образ бесконечно мудого, проницательного и непогрешимого Директора, созданный ранее, рассыпается в пух и прах. В последней книге Дамблдор совершает (или оказывается, что он совершил их в прошлом) несколько огромных и даже фатальных (ставших причиной его гибели) ошибок.
Правда, явилась ли смерть Дамблдора результатом его ошибки, или он действительно «готовил её», в книге определённо не говорится.
По крайней мере, последние действия Дамблдора, совершённые им перед смертью, вызывают вопросы.
Во-первых, не ясно, для чего он наложил на Гарри заклинание «Петрификус Тоталус». (Было ли наложено это заклинание — тоже вопрос. Сначала говорится о том, что Дамблдор заколдовал Поттера (в 27-ой гл.). Потом — что Поттеру всё показалось, и что он просто остолбенел от неожиданности и ужаса (в начале 28-ой гл.). А затем — снова, что заклинание всё же наложено было, но исчезло в момент смерти наложившего его (в конце 28-ой гл.). Вероятно, погрешности перевода...)
Во-вторых, совершенно не понятно, зачем Дамблдор, находясь в явно не самой выигрышной позиции, Малфоя ещё и подзуживал. Мол, ну прикончи меня, ну прикончи!
Хм... странно... Конечно, вполне возможно, что он надеялся этим Малфоя смутить. Ну так это у него никогда бы не вышло, если бы Малфой был прежним — смелым и целеустремлённым...
Заметно меняются характеры и персонажей «второго плана»:
Нарцисса Малфой предстаёт любящей и заботливой матерью. Она более не демонстрирует ту холодность и невозмутимость, что в 4-ой книге.
Хагрид постепенно вживается в роль профессора и время от времени позволяет себе вступать в перепалку, отстаивая свою точку зрения (см., например, эпизод с Филчем в гл. 19-ой).
Даже проф. Трелони, согласно общему мнению не сделавшая за свою жизнь ни одного «истинного» предсказания (не более двух штук — по убеждению Дамблдора и Поттера), правильно угадывает судьбу директора.
Неизменен только образ Волдеморта (хоть и углубляется). Г-жа Роулинг подчёркивает снова (через воспоминания, которые Дамблдор показывает Поттеру) — Волдеморт есть Абсолютное Зло, в нём нет ничего человеческого, он с колыбели питается исключительно кровью христианских младенцев.
Кстати говоря, один из моих Избранных, Cruciatus, по прочтении «ГП и ПП» заявила: «От политики он [Лорд Волдеморт] отказался, это ясно из шестой книги».
Я, однако, никаких указаний на это в тексте не встретил. За исключением того, что в своё время Волдеморт ответил отказом на предложение Слагхорна помочь ему в продвижении по карьерной лестнице в Министерстве Магии. Мне думается, что это, всё таки, не может быть аргументом в пользу такой точки зрения. Дамблдор, как выясняется, отказывался от поста Министра Магии трижды, что, однако, не мешало ему оказывать значительное влияние как на действующего Министра Магии, так и на Магическое Сообщество Британии в целом (определяя вектор его развития). Очевидно, и Дамблдор и Волдеморт решили выбрать иные пути достижения власти и её удержания, нежели официальный.
Коротенько пробежимся по персоналиям.
Гарри Поттер
Разумеется, образ Поттера не меняется резко (в отличие от образов Малфоя, Дамблдора или Снейпа), эволюция характера Гарри прослеживается во всех предыдущих пяти книгах. В 6-ой книге, однако, процесс совершенно явственным образом завершается. Именно это, «смерть» Гарри, а вовсе не смерть Дамблдора или открытый переход Снейпа и Малфоя на сторону Волдеморта (хотя, разумеется, это тоже очень важные, сильно влиящие на дальнейшее развитие сюжета события), является, полагаю, главным событием 6-ой книги. Происходит окончательная (и, скорее всего, бесповоротная) гибель того Гарри, образ которого г-жа Роулинг пыталась нарисовать в своих первых книгах — доброго, но несчастного, забитого, забытого мальчика (здакая Золушка в штанах). В 6-ой книге происходит завершение трансформации Гарри в некую новую сущность, в отношении которой говорить о добре, терпимости, «любви» (о которой так любил кудахтать Дамблдор), уже не приходится (соответственно, думаю, поубавится к «Новому Гарри» и симпатии). Вместо Гарри появляется крайне ожесточённый и непримиримый умелый волшебник, принимающий методы (убийство для «Нового Гарри» уже не является ни только чем-то запретным, но даже чем-то выходящим из ряда вон) и тактику (нападение вместо практиковавшейся ранее обороны) Волдеморта. Гарри становится АнтиВолдемортом, Волдемортом-2.
Событием, завершающим перерождение Гарри, являются, очевидно, похороны Дамблдора. Именно тогда он принимает окончательное решение оставить Школу и начать Свою Войну (которой предполагает отдать всего себя, все свои силы и время): «Если Дамблдор был прав — а я не сомневаюсь в этом — существуют ещё четыре Хоркрукса. Я найду их, уничтожу, а затем доберусь до седьмой частички души Волдеморта, заключённой в нём самом. И я собираюсь его убить. И если я встречу на своём пути Северуса Снейпа... Что ж, тем лучше для меня и хуже для него» (Кн. 6. Гл. 30.).
С уверенностью можно утверждать, что Дамблдор содействовал этому перерождению. Но намеренно, или, всё же, случайно — вопрос. С одной стороны, он не уставал повторять Гарри о доброте и любви, с другой — делал всё, чтобы разжечь в нём ярость и злость. Я, всё-таки, придерживаюсь той точки зрения, что Дамблдор сознательно пытался превратить Гарри в послушное орудие в своих руках, смертельное для Волдеморта. В эдакого Зомби Дамблдора. (Напрашивается параллель между А.Д. и зомби, используемыми Волдемортом.) Как говорится, «Наш ответ Чемберлену!»
Драко Малфой
Очень сильно в 6-ой книге именился характер Малфоя. Честно говоря, я был весьма удивлён Малфоем, показанным в «ГП и ПП». Слишком уж он не был похож на Малфоя, действующего в первых пяти книгах.
Драко представлен примитивным и неспособным, тряпкой, размазнёй и даже плаксой (!). Куда-то без следа испарились его ум и хитрость, выдержка и уверенность...
Похоже, г-жа Роулинг насмотрелась третьего фильма, где именно таким показал Малфоя-Младшего Куарон.
Единственным достойным благородного имени Малфоя поступком Драко становится его месть Поттеру (за отца):
«Панси ушла. Теперь Гарри и Малфой остались в купе одни. Студенты проходили мимо, спускаясь на тёмную платформу. Малфой подошёл к двери купе и закрыл её, чтобы никто не мог его видеть. Тогда он наклонился к своему чемодану и открыл его снова. Гарри посмотрел вниз, его сердце забилось сильнее. Что Малфой хотел скрыть от Панси? Собирался ли он посмотреть на тот сломанный предмет, который очень нужно было починить?
— «Петрификус Тоталус!»
Внезапно Малфой направил свою палочку на Гарри, которого мгновенно парализовало. Как в замедленной съёмке Гарри свалился с багажной полки и упал к ногам Малфоя, плащ-невидимка слетел с него, и он начал корчиться на полу, пытаясь как-нибудь подняться на колени, но не мог пошевелить ни одним мускулом; он мог лишь пристально глядеть на широко улыбающегося Малфоя.
— «Я был прав», — торжественно сказал тот. — «Я слышал, как чемодан Гойла ударил тебя. И, мне показалось, видел, как что-то мелькнуло в воздухе, когда зашёл Забини...»
Его глаза на мгновение задержались на Гарри.
— «Ты не услышал здесь ничего важного, Поттер. Но, раз уж ты здесь...»
И он сильно ударил Гарри в лицо. Гарри почувствовал, как сломался его нос; струёй брызнула кровь.
— «Это — за моего отца. Так, давайте посмотрим, что тут у нас...»
Малфой вытащил плащ из-под неподвижного тела Гарри и набросил на него.
— «Я не думаю, что они найдут тебя до того, как поезд вернётся в Лондон», — спокойно сказал он. «Увидимся позже, Поттер... или нет».
И, попытавшись посильнее наступить Гарри на пальцы, Малфой вышел из купе».
(Кн. 6. Гл. 7.)
Северус Снейп
А вот резкие изменения в образе Снейпа меня порадовали. Прежде всего, потому что он оказался вовсе даже не подлым перебежчиком, а благородным разведчиком, лазутчиком в стане врага.
Признаться, я всегда надеялся на лучшее. То есть, именно на это.
Вот только, мне кажется, сбежав из Хогвартса он поступил необдуманно. Если бы Снейп остался, он, весьма вероятно, смог бы подмять под себя всю Школу. Ведь Дамблдор — единственный, кто мог оказать Снейпу противодействие — погиб. (Тем более, Снейп не знает, что Гарри видел, как он убивал Дамблдора.)
Хотя, теперь, когда впереди осталась лишь решающая схватка, он может быть более полезен рядом с Волдемортом...
Альбус Дамблдор
В «ГП и ПП» не таким, как в предыдущих пяти книгах, предстаёт и Дамблдор. Образ бесконечно мудого, проницательного и непогрешимого Директора, созданный ранее, рассыпается в пух и прах. В последней книге Дамблдор совершает (или оказывается, что он совершил их в прошлом) несколько огромных и даже фатальных (ставших причиной его гибели) ошибок.
Правда, явилась ли смерть Дамблдора результатом его ошибки, или он действительно «готовил её», в книге определённо не говорится.
По крайней мере, последние действия Дамблдора, совершённые им перед смертью, вызывают вопросы.
Во-первых, не ясно, для чего он наложил на Гарри заклинание «Петрификус Тоталус». (Было ли наложено это заклинание — тоже вопрос. Сначала говорится о том, что Дамблдор заколдовал Поттера (в 27-ой гл.). Потом — что Поттеру всё показалось, и что он просто остолбенел от неожиданности и ужаса (в начале 28-ой гл.). А затем — снова, что заклинание всё же наложено было, но исчезло в момент смерти наложившего его (в конце 28-ой гл.). Вероятно, погрешности перевода...)
Во-вторых, совершенно не понятно, зачем Дамблдор, находясь в явно не самой выигрышной позиции, Малфоя ещё и подзуживал. Мол, ну прикончи меня, ну прикончи!
Хм... странно... Конечно, вполне возможно, что он надеялся этим Малфоя смутить. Ну так это у него никогда бы не вышло, если бы Малфой был прежним — смелым и целеустремлённым...
Заметно меняются характеры и персонажей «второго плана»:
Нарцисса Малфой предстаёт любящей и заботливой матерью. Она более не демонстрирует ту холодность и невозмутимость, что в 4-ой книге.
Хагрид постепенно вживается в роль профессора и время от времени позволяет себе вступать в перепалку, отстаивая свою точку зрения (см., например, эпизод с Филчем в гл. 19-ой).
Даже проф. Трелони, согласно общему мнению не сделавшая за свою жизнь ни одного «истинного» предсказания (не более двух штук — по убеждению Дамблдора и Поттера), правильно угадывает судьбу директора.
Неизменен только образ Волдеморта (хоть и углубляется). Г-жа Роулинг подчёркивает снова (через воспоминания, которые Дамблдор показывает Поттеру) — Волдеморт есть Абсолютное Зло, в нём нет ничего человеческого, он с колыбели питается исключительно кровью христианских младенцев.
Кстати говоря, один из моих Избранных, Cruciatus, по прочтении «ГП и ПП» заявила: «От политики он [Лорд Волдеморт] отказался, это ясно из шестой книги».
Я, однако, никаких указаний на это в тексте не встретил. За исключением того, что в своё время Волдеморт ответил отказом на предложение Слагхорна помочь ему в продвижении по карьерной лестнице в Министерстве Магии. Мне думается, что это, всё таки, не может быть аргументом в пользу такой точки зрения. Дамблдор, как выясняется, отказывался от поста Министра Магии трижды, что, однако, не мешало ему оказывать значительное влияние как на действующего Министра Магии, так и на Магическое Сообщество Британии в целом (определяя вектор его развития). Очевидно, и Дамблдор и Волдеморт решили выбрать иные пути достижения власти и её удержания, нежели официальный.
@темы: Гарри Поттер, Литература
Сравнение с Дамблдором, на мой взгляд, неуместно. Дамблдор - серый кардинал, поэтому и отказывался от поста Министра. Волдеморту роль серого кардинал не подойдет, ИМХО.