Авада Нахуй Блять Кедавра!
Разношерстная сербская оппозиция, что с декабря проводит антиправительственные акции протеста в Белграде с требованием свержения президента Александра Вучича, вступила в открытую конфронтацию с главой Сербской Православной Церкви Патриархом Иринеем, который отказался поддержать манифестантов.
Накануне, выступая на мемориальном мероприятии в Нише, посвященном 20-летию начала бомбардировок Югославии войсками НАТО, Патриарх отметил, что нагнетание противостояния наносит вред единству сербского народа.
«То, что происходит на улицах – не к добру. Это придаёт силы нашим врагам», – сказал глава Сербской Церкви.
Он отметил, что среди митингующих есть те, кто сознательно ставит перед собой цель причинить вред единству сербского народа. «Во благо страны нам нужно стать ближе друг другу — это сегодня самое важное. Это то, чего ожидает от нас наша история, наша культура и наши славные предки», — подчеркнул Ириней.
Такие слова вызвали гнев со стороны радикальных участников протеста. Члены «Союза за Сербию» написали Патриарху письмо, в котором выразили недоумение, «почему протесты в принципе стали темой его выступления на мероприятии, посвященном началу бомбардировок НАТО», а также обвинили его во вмешательстве в политические вопросы, что «не пристало человеку его положения».
Вице-председатель Народной партии, входящей в «Союз за Сербию», Санда Рашкович-Ивич сочла, что Патриарх дал добро действующему правительству на углубление раскола Сербии. «Патриарх должен мирить нас, а не вставать на чью-либо сторону. Я бы рекомендовала ему обратить внимание на Патриарха Павла, который стоял во главе протестующих, ходил разговаривать с властями и ни в кого не бросал камни», — заявила Рашкович-Ивич.
Здесь следует вспомнить аналогичные ситуации, связанные с насильственными переворотами в странах Восточной Европы, которые называют «бархатными», или «цветными» революциями. Организаторы всех этих акций пытались привлечь на свою сторону Церковь. И, если это удалось в конце 80-х годов, то после сербской «бульдозерной революции» 2000 года, завершившейся распадом Югославии, Церковь всё большее твёрдо выступала против подобных революций.
Твёрдую позицию заняла и Русская Православная Церковь в ходе так называемой «Болотной революции» – тогда это вызвало целый шквал антицерковной кампании в либеральных СМИ и скандальную акцию кощунниц из «Pussy Riot» [#].
И там, и тут — по единой методичке. Если Церковь не поддерживает оппозицию, оппозиция орет «почему Церковь молчит?!», как только Церковь открывает рот и начинает говорить то, что оппозиции не нравится, оппозиция заводит песню «какое Церковь имеет право лезть в политику?!»