Авада Нахуй Блять Кедавра!
Конфликт с Украиной, Левада (иноагент)
Большинство респондентов (73%) считают, что «специальная военная операция» продвигается успешно, иного мнения придерживаются 15% опрошенных. В апреле 68% полагали, что «спецоперация» проходит успешно, 17% — что неуспешно.
Большинство респондентов (75%) считают, что «специальная военная операция» закончится победой России, еще 15% полагают, что ни одна из сторон не сможет одержать верх. В победу Украины по-прежнему практически никто не верит [#].
читать дальшеРейтинги доверия политикам, оценки работы президента и правительства, поддержка политических партий, ВЦИОМ
Владимиру Путину доверяют 81,3% опрошенных россиян, одобряют его работу на посту Президента РФ 78,9% [#].
Отношение к Владимиру Путину, Левада (иноагент)
В отношении президента сегодня преобладают позитивно-нейтральные оценки. Четверть респондентов описывают свое отношение к В. Путину как «симпатию», еще 19% — как «восхищение». Еще 11% респондентов говорят о «нейтральном, безразличном» отношении к президенту, около трети (31%) не могут сказать о нем ничего плохого.
Согласно данным открытого вопроса, респонденты называют следующие основные черты, которые им нравятся во Владимире Путине: «честный, справедливый, упрямый, человек слова» (33% от тех, кто дал содержательный ответ), «опытный, компетентный, деловой, мудро решает вопросы, знает историю» (32%), «сильный лидер, держит все в своих руках, харизматичный, царь, император, командир» (28%).
Среди характеристик, по которым респондентам не нравится Владимир Путин, преобладают следующие: «плохая внутренняя политика, пенсионная реформа, наплыв мигрантов» (23% от тех, кто дал содержательный ответ), «забыл о народе, живет своими/внешнеполитическими амбициями, помогает чужим, а не своим» (17%), «коррупция, мягкотелый, слишком добрый/мягкий/лояльный» (9%).
Общая мобилизация общественного мнения сказалась и на желании респондентов видеть Владимира Путина на посту президента России после 2024 года. Еще год назад ответы распределились практически поровну между тем кто хотел этого и не хотел (47% к 42%). Сегодня же преобладают те, кто хотел бы переизбрания Владимира Путина (72% к 19%) [#].
Международные отношения, Левада (иноагент)
Россияне продолжают считать Беларусь наиболее дружественной страной (этого мнения придерживаются 72%): по сравнению с 2021 годом доля поддерживающих это мнение значительно выросла — на 24 п.п. Второе место устойчиво занимает КНР: половина респондентов (в 2021 году — 38%) считают Китай дружественной России страной. На третьем месте — Казахстан: его считают дружественным 28% опрошенных (в 2021 году — 34%). Кроме того, в первую десятку вошли Индия, Армения, Азербайджан, Куба, Сирия, а также Сербия и Венесуэла — обе впервые за время наблюдений.
Главной недружественной страной для России респонденты продолжают считать США: такого мнения придерживаются 73% (в 2021 году — 66%). Стоит напомнить, что наивысшим этот показатель был в 2018 году, достигнув тогда 78%. Следующие за США три страны продемонстрировали значительный рост в рейтинге недружественных стран. Так, Великобританию стали воспринимать такой около половины (49%) респондентов (в 2021 — 28%), Польшу — 41% (в 2021 — 21%), ФРГ — 37% (в 2021 — 16%). Впервые за время наблюдения в десятку попали Франция и Канада.
По сравнению с мартом отношение к США незначительно ухудшилось, достигнув уровня июля 2014 года: 14% относятся к США хорошо, 75% — плохо.
Отношение к ЕС также продолжает ухудшаться. Если в марте к Европейскому Союзу хорошо относились 21% респондентов, плохо — 67%, то в мае — 16% и 69% соответственно.
Отношение к Германии, стабильно положительное до начала «спецоперации», значительно ухудшилось в мае. В феврале к ФРГ хорошо относились более половины (53%) респондентов, в мае таких — 21%.
Отношение респондентов к Швеции и Финляндии практически идентично: примерно четверть относятся к ним хорошо, около 60% — плохо [#].
Россия и НАТО, Левада (иноагент)
Лишь 7% респондентов относятся к НАТО положительно, 82% — отрицательно.
Восприятие угрозы от стран, входящих в блок НАТО, выросло и вернулось на уровень марта 2014 года: 60% опрошенных полагают, что у РФ есть основания опасаться этих стран, чуть более трети (35%) считают, что таких оснований нет. При этом в ноябре прошлого года доля опрошенных, придерживающихся данных точек зрения, была примерно равной: 48% признавали основания России опасаться стран-членов НАТО, 44% — не признавали.
По мнению респондентов, наибольшую угрозу представляет присоединение к НАТО Украины: 52% считают это «серьезной угрозой» и еще 19% «некоторой угрозой». Меньшую обеспокоенность вызывает возможное присоединение к НАТО Финляндии, Грузии и Швеции: около трети (30–34%) видят в этом «серьезную угрозу» и до четверти (23–25%) «некоторую угрозу».
Около половины (48%) респондентов считают, что ситуация в Украине может перерасти в вооруженный конфликт между Россией и НАТО.
Около трети респондентов (34%) считают вероятным, что Владимир Путин в случае войны с Западом может дать приказ первым использовать ядерное оружие: 10% считают это очень вероятным, четверть (24%) вполне возможным. 58% опрошенных скорее исключают такую возможность: 36% думают, что это маловероятно, 22% — что это совершенно исключено [#].
Санкции Запада, Левада (иноагент)
В мае обеспокоенность санкциями несколько снизилась сравнению с мартом: санкции совершенно не беспокоят 29% респондентов (в марте — 23%); не слишком — 32% (в марте — 30%); довольно беспокоят — 21% (в марте — 27%); очень беспокоят — 17% (в марте — 19%). Тем не менее беспокойство санкциями все еще выше, чем в декабре прошлого года.
Респонденты, для кого санкции создали какие-либо проблемы, отмечают прежде всего следующие трудности: рост цен (39%), «исчезновение некоторых товаров, уход брендов, снижение ассортимента» (19%), «блокировки карт, невозможность денежных переводов» (8%).
Говоря о мотивах западных стран, большинство опрошенных (74%) считают, что введением санкций Запад стремится ослабить Россию. В то, что западные санкции призваны «остановить разрушения и гибель людей» говорят лишь 8% опрошенных.
Оценка респондентами действий России в ответ на санкции остается практически неизменной: 75% считают, что Россия должна продолжать свою политику, невзирая на санкции, 19% — что она должна искать компромисс [#].
Протестные настроения, Левада (иноагент)
Количество россиян, ожидавших протесты с экономическими требованиями в мае, значительно снизилось по сравнению с серединой февраля этого года: в феврале 29% опрошенных считали эти протесты возможными, в мае — 17%. Кроме этого, уменьшилась доля респондентов, которые были бы готовы принять участие в таких протестах: в феврале — 23%, в мае — 14%.
Такие же изменения коснулись оценки потенциала протестов с политическими требованиями: в феврале их считали возможными 29% россиян, в мае — 16%. Готовность участвовать в такого рода протестах снизилась в два раза: в феврале — 18%, в мае — 9% [#].
Украина в условиях войны, Киевский международный институт социологии
Большинство людей отказываются идти на компромисс по территории, но готовность к миру зависит от их военного опыта.
Исследователи поставили бинарный вопрос о возможной уступке территории под мир, в котором 82% согласились с утверждением, что: «Украина ни при каких обстоятельствах не должна отказываться ни от одной из своих территорий, даже если это продлит войну и поставит под угрозу ее независимость».
Опрос показывает заметные региональные различия. Респонденты в районах, наиболее пострадавших от боевых действий (юг и восток), с большей вероятностью выберут немедленное прекращение огня и переговоры и с меньшей вероятностью отдадут предпочтение другим вариантам, чем жители остальной части страны. Соотношения по выбору воевать до освобождения всех оккупированных Россией территорий заметно отличались: на западе страны 65% хотели продолжать воевать, против лишь 45% на востоке.
Жители центральных и западных областей Украины чувствуют себя в большей безопасности, и это отражается на их отношении к мирному урегулированию.
Респонденты, которые чувствуют себя наиболее уверенно в отношении будущего своей семьи, значительно более готовы сражаться до тех пор, пока вся Украина не будет возвращена (около 75%), чем те, кто чувствует себя в наименьшей степени в безопасности (около 46%). Мы видим обратную тенденцию, когда речь идет о согласии на прекращение огня и переговоры.
Изучение биографии семей, оценивающих себя как незащищенные, показывает, что они с гораздо большей вероятностью переехали в результате конфликта (29%) и проживают в основном на востоке и юге страны. Респонденты, которые чувствуют себя более уверенными в благополучии и безопасности своей семьи в ближайшем будущем, проживают преимущественно в центре и на западе, и только 6% из них сообщают о переезде с начала текущего конфликта [#].
Короче, все идет по плану. А 82% упоротых, отбитых на всю голову хихлов, которые готовы лучше пожертвовать всей страной, чем согласиться с отъемом Донбасса и Крыма, уберегают нас от похабного мира. Фуф.