понедельник, 16 ноября 2015
Без сомнения, лучшая европейская кинокомедия года — "Новейший завет" бельгийца Жако Ван Дормеля — в России смотрится совсем по-другому, чем в Европе. Разницу в восприятии прочувствовал АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
читать дальшеЭто был также едва ли не лучший фильм Каннского фестиваля, попасть на него оказалось проблемой. Всех очаровала хлесткая пародия на ущербный миропорядок, который придумал и которым заправляет деспотичный, мстительный и сварливый бог (Бенуа Пульворд) — довольно-таки мелкая душонка. Творец всего сущего обосновался в Брюсселе, как типичный диктатор укрылся в бункере, оформленном под мещанскую квартиру, третирует свою жену (Иоланда Моро), которую превратил в неоплачиваемую домработницу, и десятилетнюю дочь. Он недоволен результатами своей деятельности, исправить сконструированных на компьютере человечков не в силах — и остается забавляться тем, как бы придумать для них как можно больше мелких пакостей. Типа закона падающего бутерброда — всегда маслом вниз.
Божья дочка Эа (Пили Груан), едва вступив в возраст пубертатного протеста, вырывается из заточения, напутствуемая старшим братом, который вот уже почти две тысячи лет как исчез из семьи и напоминает о себе только канонической статуэткой на шкафу, но перед сестрой оживает: та по-свойски назывет его JC (Jesus Christ). Перед бегством Эа вскрывает отцовский компьютер и оповещает эсэмэсками жителей Брюсселя о дате намеченной каждому смерти — представляете, какой заваривается в городе кавардак? Один, которому осталось куковать еще 62 года, без тени страха бросается с небоскреба, другой (его играет сам режиссер Ван Дормель) узнает, что в его запасе одна секунда и тут же попадает под грузовик. Трудно быть богом: Эа понимает это, как только в руках у нее оказываются ключи от человеческих жизней. Вслед за Иисусом она пытается создать более гуманистический мир — с помощью встреченного на улице бомжа пишет "Новейший завет" и собирает апостолов, чьи личные истории проходят перед нашими глазами.
Коммуникация между божественным и человеческим миром осуществляется через потайной тоннель: входом в него служит воронка стиральной машины, а выходом — городской канализационный люк. Почти все остальное в картине выполнено столь же остроумно, как придумана основная сюжетная канва и топография мироустройства. К игровым сценам и гэгам подключены элементы рисованной анимации: чем более она выглядит доморощенной, тем лучше работает на сатирический замысел. Как и цирковое прошлое Жако Ван Дормеля, чей путь в искусстве начинался под маской клоуна. В какой-то момент начинаешь вспоминать "Сотворение мира" Жана Эффеля, мысль уходит в сторону комиксов и карикатур и, разумеется, доползает до "Шарли Эбдо" с их скандальными изображениями пророка Мухаммеда. И вот тут понимаешь, насколько далеко ушла европейская цивилизация от своих восточных соседей, чьи религиозные чувства так инфантильны, что их ничего не стоит оскорбить. О мусульманстве не говорю — речь о православных. Едва ознакомившись на киносайтах с содержанием "Новейшего завета", самые робкие стали задавать вопросы: "А можно ли его смотреть верующим?" Видно, вера у них некрепка, чур-чур, подальше от искушения. А те, кто покрепче, уже прияли боевую стойку в ожидании нового кощунства и богохульства [#].На самом деле, инфантильное поведение — это показывать Отцу язык (или чего похуже), думая, что Он отвернулся и потому не видит, приговаривая про себя: «Ты мне не нужен, я уже басёй». А в случае каких-либо катаклизмов (терактов и прочая, прочая, прочая) бежать к Нему же с криками «Спаси и защити!» и претензиями «Ну где Ты был?! Зачем Ты меня бросил?!»
@темы:
Общество,
Религия,
ЕС,
Кино
Возможно, они просто не там ведут поиски, поэтому конвульсии, творческое экстатическое биение.
А мы-то причём?
***
Забавно видение верующих самими либералами, попытки то ли "соприкоснуться мирами" то ли непонятно что воспроизвести. Наблюдал как пьяный мужик пытался перевернуться через голову, и ему всё никак не удавался трюк, наконец он просто устало завалился на бок.
Ну, пусть полежат, что ж с ними поделаешь.