Перед заседанием правительства Москвы, как стало известно "Ъ", прошло совещание под председательством заммэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, на котором также обсуждалась катастрофа в столичной подземке. На нем, по данным "Ъ", впервые была оглашена новая версия ЧП. При осмотре места происшествия эксперты обнаружили множественные свежие сколы на бетоне между рельсами.
Причем эти повреждения нашли примерно в 50 м от того места, где начался сход вагонов с рельсов. В связи с этим появилось предположение, что поезд мог потерпеть крушение из-за того, что некий предмет оказался во время движения под его днищем.
...Гендиректор одной из крупнейших российских компаний в области транспортного строительства "Мосинжпроект" Константин Матвеев изучал пути и злополучную стрелку, на которой сошел с рельсов поезд. Он не исключает, что проволока порвалась уже после того, как состав сошел с рельсов и начал от удара о бетонную стену "сворачиваться" в гармошку. Об этом, по его мнению, свидетельствует тот факт, что на остряках стрелки нет следов наезда колес поезда. Между тем он подтвердил информацию о сколах на бетоне под рельсами по направлению движения разбившегося поезда.
"Причина их появления непонятна, но очевидно, что они свежие",— пояснил руководитель "Мосинжпроекта". По его информации, сколы начинаются примерно в 50 м от места крушения и видны на протяжении 30 м. Господин Матвеев убежден, что версию о появлении под поездом некоего предмета необходимо проверить наряду со всеми остальными. Как говорит эксперт, этот "предмет" мог разрушить колесную пару, которая начала "гулять" в горизонтальном направлении, после чего состав "подпрыгнул" и сошел с рельсов.
Другой эксперт, также обследовавший тоннель, один из ведущих ученых Московского института инженеров транспорта Леонид Баранов, также считает, что версию о предмете под поездом необходимо тщательно изучить. "У меня после осмотра появилось еще несколько версий, но сначала надо их все обдумать и проанализировать",— сказал специалист. По его словам, для проверки версии о предмете уже приглашены для консультаций специалисты-путейцы, которые должны высказать свое мнение. При этом господин Баранов отметил, что на его памяти были случаи расследования инцидентов, которые возникали из-за выпадения из состава деталей.
Один из машинистов подземки, работавший в том числе и на составах "Русич" (именно такой попал в катастрофу), пояснил "Ъ", что случаи выпадения деталей происходят до сих пор. В частности, некоторое время назад в одном из депо из вагона выпала карданная муфта колесной тяги. Более мелкие детали выпадают еще чаще, но во время движения машинист этого обычно не замечает. Обнаружить неисправность можно лишь при осмотре поезда в депо после прибытия с последнего маршрута. При этом, по словам работника метро, злополучный "Русич" мог разрушить себе колесную пару именно выпавшим не из его вагона детали, а из шедшего впереди поезда. В таком случае ответственность за ЧП ляжет на машинистов, которые сдавали и принимали поезд, и бригаду осмотрщиков в депо. В случае если налицо окажется заводской брак, но вина падет на производителей — мытищинский завод ОАО "Метровагонмаш" [#].