воскресенье, 20 октября 2013
Продолжаем разговор.
Греческая церковь — одна из опор общества, и ее проблемы созвучны проблемам всех греков. Не отделенная от государства, церковь получает от этого статуса значительные выгоды и одновременно несет немалые потери, поскольку ставит себя в зависимость от государственных решений. Каждого грека крестят, женят и отпевают в церкви, а в школе учат Закону Божьему.
Конституция Греции начинается словами: «Во имя Святой и Единосущной и Нераздельной Троицы», а статья 3 основного закона прямо гласит: «Господствующая религия в Греции — религия Восточной Православной Церкви Христовой». Кроме того, в законе есть также понятие «известных» религий (сюда исторически относятся, прежде всего, католики, протестанты и иудеи), которые пользуются рядом прав, однако часто оказываются в некоторой зависимости от православной церкви.
Согласно опросу компании Metron Analysis от 2011 года, более 95 проц. жителей Греции называют себя православными так что жители Греции наряду с близкими им по духу греками-киприотами входят в тройку наиболее «верующих» стран ЕС.
...Православные обряды по традиции являются вехами в жизненном цикле грека. В первую очередь это крестины, свадьба и похороны. Церковный брак перестал быть обязательной и единственной формой бракосочетания лишь в 1982-м. Интересно, что в этом же году греки отказались и от запутанной диакритики древнегреческого языка, к тому времени уже около двух тысячелетий составлявшей реликт их письменной традиции. При этом, согласно конституции, текст Священного Писания по сю пору «содержится неизменным, официальный его перевод на иной тип языка запрещен без одобрения Автокефальной Церкви Греции и Великой Христовой Церкви в Константинополе».
Закон Божий — как и древнегреческий язык — преподают в школах, так что каждый грек не только умеет перекреститься и поставить свечку, но и знает некоторые песнопения, а также может понять литургический текст, смутно знакомый по школьным урокам или детскому церковному опыту. Практически все греки обязательно посещают церковь на Пасху.
Греческая церковь не отделена от государства. После того как часть своих земель она передала государству, примерно 10 тыс. греческих священников получают государственную зарплату.
Церковь освобождена от налогов, в особенности на принадлежащую ей недвижимость, используемую для церковных нужд, и по-прежнему является крупнейшим землевладельцем страны. Церковное наречение имени и брак, как и раньше, приравнены к государственному, а премьер-министр страны и депутаты парламента приносят присягу на Евангелии в ходе специального молебна («Клянусь во имя Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы соблюдать конституцию и законы и служить общим интересам народа»).
В индексе американской организации ARDA, которая ранжирует государственный протекционизм в отношении религий, Греция занимает третье место среди всех стран мира, что предполагает исключительную степень сращивания государства и церкви.
В 2010-м было отменено формальное требование религиозной присяги для чиновников. Хотя закон стал подчеркнуто светским, традиция возобладала, и 99 проц. греческих чиновников по-прежнему приносят присягу перед священником.
Характерным примером здесь является теория и практика греческого закона о богохульстве. Для современной Европы — это скорее пережиток, в Греции же подобная норма по-прежнему существует, хотя ее применение и не заканчивается для нарушителя реальным тюремным сроком.
Благочинное поведение греческих граждан призвана обеспечить отдельная глава Уголовного кодекса «Об установлении религиозного мира». Статья 198 УК наказывает тюрьмой до двух лет того, кто «публично и злонамеренно ругает любым образом Бога». Статья 199 карает за хулу на «Восточную Православную Христову Церковь или другую религию, приемлемую в Греции», а статья 200 — за воспрепятствование разрешенному государством церковному собранию или службе. Как отмечает исследователь вопроса Димитрис Сарафианос, все уголовные дела в Греции по этим статьями касаются только господствующей религии — православия.
По данным греческой газеты «Катимерини», Церкви принадлежат десятки тысяч гектаров земельных угодий, сотни объектов недвижимости, акции и банковские вклады, и всем этим управляют порядка 6 700 юридических лиц — епархии, приходские храмы, монастыри и фонды. Никто, включая саму Церковь, не знает точно размеров ее имущества, хотя, по разным оценкам, она является вторым землевладельцем в Греции после самого греческого государства или даже превосходит его. Только Афинской епархии принадлежат дома, магазины, гостиницы числом около 350. Монастыри по всей стране владеют лесами, полями и пастбищами, чей имущественный статус до крайности запутан. Из-за отсутствия земельного кадастра в Греции можно ссылаться на любые документы собственности — от византийских грамот и султанских фирманов до современных свидетельских показаний в суде. Впрочем, по оценкам самой Церкви, у нее осталось всего 4 проц. от имущества, принадлежавшего ей в 1830 году, когда только зарождалось греческое государство.
Преемник Христодула архиепископ Иероним осторожен и сдержан, в политику не вмешивается. Христодул правил в годы всеобщего довольства, Иерониму досталась страна, пребывающая в кризисе, где люди нуждаются не только в пастырском слове, но и в деятельной помощи. ...Церковь не стоит в стороне: в кризисной Греции сотни тысяч пользуются ее благотворительными обедами и раздачей продуктов [#].
@темы:
Греция,
Общество,
Религия