Авада Нахуй Блять Кедавра!
В ГМИИ им. Пушкина две интересные выставки, имеющие отношение к религии:
Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков. «Девяносто девять имен Всевышнего»
20.02.2013 – 26.05.2013
...Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, один из крупнейших центров мировой культуры, не раз обращался к искусству исламского мира. Так, например, в 2007 году в музее был представлен уникальный «Золотой Коран», абсолютная копия древнейшей в мире исламской рукописи VIII века «Корана Усмана». Произведение искусства XXI века было выполнено в единственном экземпляре из золота высшей пробы на Московском монетном дворе.
На этот раз ГМИИ им А.С. Пушкина представляет выставку произведений классического исламского искусства IX-XIX веков из собрания Фонда Марджани. Это первая демонстрация коллекции, насчитывающей сотни произведений. Специально для выставки было отобрано 99 шедевров мирового значения по числу прекрасных имен Всевышнего, перечисляемых мусульманами в молитвах. Подобно именам Создателя произведения мусульманского искусства отражают истинную красоту, созерцание которой приближает человека к Богу.
Три раздела выставки соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, время Чингисидов, постмонгольский период. В первом разделе представлены произведения из коренных областей исламского мира – Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии, созданные мастерами арабского, персидского, тюркского происхождения. Эти изделия представляют наивысшие технологические достижения эпохи - двуслойное и резное стекло, роспись люстром и эмалевыми (минаи) красками по глазурованной керамике, инкрустацию по металлу. Одним из шедевров этой части экспозиции является великолепная чаша, изготовленная в Сирии в конце X –- начале XI века из стекла и золотой фольги. Это - один из четырех почти целых двуслойных стеклянных сосудов, сохранившихся в мире до нашего времени. На дне чаши помещена надпись почерком «цветущий» куфи, гласящая: «Власть принадлежит Богу». Загадку для исследователей представляет как технология изготовления чаши, явно отличная от римских изделий доисламской поры, так и место, и время ее производства. Ученые считают, что все известные сосуды в этой технике были созданы лишь в одной мастерской, работавшей в Сирии в конце X – начале XI века. Оттуда эти великолепные изделия доставляли в Каир – столицу Фатимидской империи, а также в Иран и даже на Дальний Восток, где роскошное стекло ценилось высоко, так как Китай не имел собственной развитой традиции стеклоделия.
В этом разделе также представлены керамические чаши с изображениями людей и животных, каллиграфическими надписями, изготовленные в Ираке, Восточном Иране и Средней Азии в IX-X веках, бронзовые курильницы, листы Коранов и другие произведения.
Второй раздел выставки соотносится с гораздо большим географическим пространством: от Китая до степей Восточной Европы. Искусство Монгольской империи было единым на этой огромной территории. Хотя монголы времени Чингисхана не были мусульманами, но в их мастерских бок о бок с представителями иных религий работали мастера со всего исламского мира. Позднее три из четырех монгольских династий, поделивших между собой огромную империю после смерти ее основателя, приняли ислам. Этот раздел выставки дополнен несколькими артефактами более раннего времени, свидетельствующими о том, что задолго до Чингисхана изделия мусульманских ремесленников по Великому шелковому пути проникали в глубинные районы Евразии, где пользовались популярностью среди местной элиты и часто становились объектом для подражания. Среди уникальных экспонатов, представленных в этом разделе, обращает на себя внимание бокка (головной убор замужней монгольской женщины) из златотканого шелка на каркасе из бересты, изготовленная в конце XIII-XIV веков на территории империи Юань. Здесь же представлен и уникальный поясной набор, выполненный в Китае в конце XIV- начале XV веков и декорированный перегородчатой эмалью. Набор, состоящий из 27 предметов, относится к китайской художественной традиции, изделия которой проникли на Средний Восток, благодаря монголам. Специалисты признают этот пояс самым ранним китайским изделием в технике перегородчатой эмали, известным на сегодняшний день.
Третий раздел составляют произведения дворцовых мастерских более поздних мусульманских правителей – Мамлюков (1250–1517), Османов (1281–1924), Тимуридов (1370–1507), Шейбанидов (1500–1598), Сефевидов (1501–1722), Каджаров (1779–1925). Наиболее широко в нем представлены рукописи, миниатюры, текстиль – изделия, снискавшие для мусульманского искусства мировую славу.
Это, например, 11 листов из рукописи Корана, созданного в Иране в 1430-1440-е годы. Особенностью данного списка является цветная бумага, на которой он выполнен. Каждый лист с одной стороны содержит (помимо текста) какое-либо изображение, выполненное тонкими золотыми линиями и покрытое крупным золотым крапом, с другой – исключительно текст. Настоящий манускрипт – единственный известный на данный момент в мусульманском искусстве список Корана, содержащий образы живых существ. Строки священного текста написаны в нем прямо поверх крупных изображений птиц. Традиционно считалось, что на такие изображения распространялся запрет. Однако данная рукопись опровергает это предубеждение. Вероятно, вопрос о фигуративности в искусстве выпал из поля зрения придворных богословов Шахруха, унаследовавшего трон Тимура.
Не менее уникальна и рукопись из манускрипта «Четки праведных» Джами, который был создан в Иране в 1530-е годы. Это один из редчайших дошедших до наших дней манускриптов из библиотеки царевича Бахрам Мирзы – известного покровителя искусств, сына шаха Исмаила I (1501–1524) и брата шаха Тахмаспа I (1524–1576). Роскошно украшенный манускрипт содержит ряд миниатюр, подписанных художником Мир Афтабом. Это новое имя, до сих пор не отмечавшееся специалистами ни в письменных источниках, ни на других иранских миниатюрах XVI века, безусловно, принадлежит выдающемуся мастеру сефевидской эпохи. Его манера заметно отличается от стиля художников, трудившихся при сефевидском дворе, работы которых тоже включены в данную рукопись. Вероятно, Мир Афтаб был одним из гератских художников, продолживших художественную традицию, заложенную в этом городе при Тимуридах. Здесь также представлен иранский молитвенный ковер середины XVI века, на котором вытканы 99 имен Всевышнего, другие уникальные экспонаты.
Фонд Марджани собрал большую и разнообразную коллекцию, насчитывающую ныне сотни произведений. Для выставки отобрано 99 шедевров классического мусульманского искусства мирового значения. Среди них есть уникальные экспонаты, представленные впервые, другие – наоборот, очень знамениты, и их уже не раз показывали широкой публике.
По словам Президента Фонда Марджани Р.Р. Сулейманова, язык красоты понятен всем людям и служит мостом для взаимопонимания народов и культур. Выставка приглашает современного зрителя приобщиться к этой возвышенной гармонии, главным смыслом которой является любовь к Всевышнему [#].
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/4/1/66414/77908532.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/4/1/66414/77908533.jpg)
1000 лет золота инков. Из собрания Музея золота Перу в Лиме
19.03.2013 – 26.05.2013
...На выставке «1000 лет золота инков» в ГМИИ им. А.С. Пушкина будут представлены более восьмидесяти уникальных экспонатов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме, расположенного в городе Лиме. Основу собрания этого музея составляет коллекция Мигеля Мухика Гало, в которой представлены более 8 тысяч древних экспонатов из золота и серебра. Начало коллекции Мигеля Гало положили приобретения 1935 года, сейчас в собрании Музея золота, директором которого стала дочь известного перуанского коллекционера Виктория Мухико, собраны памятники различных культур доколумбовой Южной Америки, таких как чавин, уари, паракас, мочика, чиму, наска, и, конечно, инков.
Уникальные произведения искусства, которые будут представлены на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, изготовлены преимущественно из золота и серебра. Драгоценные металлы, которыми так богата эта часть земного шара, всегда ценилось жителями древнего континента. Чистота, цвет и блеск золота отражали мифологические представления племен Южной Америки о божествах солнца, согласно которым люди были их потомками.
Золото использовалось, прежде всего, в ритуальной сфере. Так строительство храмов и проведение обрядов в честь богов всегда сопровождалось отливкой ритуальной утвари из золота, которой украшали пространство храмов и крупные статуи из камня. Стремясь задобрить своих богов и духов, индейцы закапывали золотые и серебряные украшения в священных местах или бросали их в воды священных рек.
Среди ритуальных предметов, представленных на выставке, бокалы и сосуды, украшенные изображениями тотемных животных, которые почитались священными, таких как ягуар, пантера, кондор, змея и другие. Отдельную группу памятников составляют церемониальные ножи-туми. Они, вероятно, играли роль важных атрибутов царской и жреческой власти и использовались во время обрядов жертвоприношения. Особенно много на выставке традиционных золотых украшений индейцев. Это, прежде всего, царские головные уборы, фигурные подвески и пластины, украшавшие не только одежду, но и тело правителя. Так своим богатством и выразительностью отличаются крупные украшения для носа и ушей, которые часто имеют форму круга или полумесяца. Древние племена верили в то, что основные жизненно важные отверстия на теле человека должны быть защищены золотыми амулетами, которые сохраняют тело и душу от влияния злых духов. Многочисленные амулеты и украшения должны были защищать человека и после смерти, поэтому те же предметы могли использовать и в погребальном обряде. Кроме того, количество золотых предметов, амулетов-оберегов, украшавших тело покойного и его гробницу, а также качество исполнения художественных изделий указывали на социальный статус покойного и его значение для общины или государства даже после смерти.
Разнообразие традиционных форм и способов изготовления предметов из драгоценных металлов, представленное на выставке, поможет посетителям узнать много нового и интересного об особенностях технологии производства, которую создали древние жители Южной Америки.
Выставка «1000 лет золота инков» позволит вспомнить зрителям и суровые страницы истории. Ведь именно золото, его так сказать «доступность» стала одной из главных причин уничтожения древних латиноамериканских цивилизаций. Когда в XVI веке испанские конкистадоры прибыли в столицу Великой империи инков – священный город Куско (юго-западная часть современного Перу), их взорам предстала удивительная картина. Как сообщают документы древних испанских архивов, в роскошном храме Солнца Кориканча (буквально «Золотой храм») можно было увидеть литой диск из золота размером с колесо, символизирующий бога Солнца, золотые фигуры людей и лам в натуральную величину, все стены храма были покрыты листами из чистого золота. Десятки тонн золота и серебра, обнаруженные завоевателями в храмах, поселениях, гробницах, были нещадно переплавлены в крупные слитки и отправлены в Испанию.
Но все же художественное наследие древних доколумбовых культур и цивилизаций сохранилось, и, благодаря выставке, представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина, мы будем иметь возможность познакомиться с ним и многое узнать о таинственном и драматическом мире золота инков и их предшественников [#].
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/4/1/66414/77908538.jpg)
20.02.2013 – 26.05.2013
...Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, один из крупнейших центров мировой культуры, не раз обращался к искусству исламского мира. Так, например, в 2007 году в музее был представлен уникальный «Золотой Коран», абсолютная копия древнейшей в мире исламской рукописи VIII века «Корана Усмана». Произведение искусства XXI века было выполнено в единственном экземпляре из золота высшей пробы на Московском монетном дворе.
На этот раз ГМИИ им А.С. Пушкина представляет выставку произведений классического исламского искусства IX-XIX веков из собрания Фонда Марджани. Это первая демонстрация коллекции, насчитывающей сотни произведений. Специально для выставки было отобрано 99 шедевров мирового значения по числу прекрасных имен Всевышнего, перечисляемых мусульманами в молитвах. Подобно именам Создателя произведения мусульманского искусства отражают истинную красоту, созерцание которой приближает человека к Богу.
Три раздела выставки соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, время Чингисидов, постмонгольский период. В первом разделе представлены произведения из коренных областей исламского мира – Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии, созданные мастерами арабского, персидского, тюркского происхождения. Эти изделия представляют наивысшие технологические достижения эпохи - двуслойное и резное стекло, роспись люстром и эмалевыми (минаи) красками по глазурованной керамике, инкрустацию по металлу. Одним из шедевров этой части экспозиции является великолепная чаша, изготовленная в Сирии в конце X –- начале XI века из стекла и золотой фольги. Это - один из четырех почти целых двуслойных стеклянных сосудов, сохранившихся в мире до нашего времени. На дне чаши помещена надпись почерком «цветущий» куфи, гласящая: «Власть принадлежит Богу». Загадку для исследователей представляет как технология изготовления чаши, явно отличная от римских изделий доисламской поры, так и место, и время ее производства. Ученые считают, что все известные сосуды в этой технике были созданы лишь в одной мастерской, работавшей в Сирии в конце X – начале XI века. Оттуда эти великолепные изделия доставляли в Каир – столицу Фатимидской империи, а также в Иран и даже на Дальний Восток, где роскошное стекло ценилось высоко, так как Китай не имел собственной развитой традиции стеклоделия.
В этом разделе также представлены керамические чаши с изображениями людей и животных, каллиграфическими надписями, изготовленные в Ираке, Восточном Иране и Средней Азии в IX-X веках, бронзовые курильницы, листы Коранов и другие произведения.
Второй раздел выставки соотносится с гораздо большим географическим пространством: от Китая до степей Восточной Европы. Искусство Монгольской империи было единым на этой огромной территории. Хотя монголы времени Чингисхана не были мусульманами, но в их мастерских бок о бок с представителями иных религий работали мастера со всего исламского мира. Позднее три из четырех монгольских династий, поделивших между собой огромную империю после смерти ее основателя, приняли ислам. Этот раздел выставки дополнен несколькими артефактами более раннего времени, свидетельствующими о том, что задолго до Чингисхана изделия мусульманских ремесленников по Великому шелковому пути проникали в глубинные районы Евразии, где пользовались популярностью среди местной элиты и часто становились объектом для подражания. Среди уникальных экспонатов, представленных в этом разделе, обращает на себя внимание бокка (головной убор замужней монгольской женщины) из златотканого шелка на каркасе из бересты, изготовленная в конце XIII-XIV веков на территории империи Юань. Здесь же представлен и уникальный поясной набор, выполненный в Китае в конце XIV- начале XV веков и декорированный перегородчатой эмалью. Набор, состоящий из 27 предметов, относится к китайской художественной традиции, изделия которой проникли на Средний Восток, благодаря монголам. Специалисты признают этот пояс самым ранним китайским изделием в технике перегородчатой эмали, известным на сегодняшний день.
Третий раздел составляют произведения дворцовых мастерских более поздних мусульманских правителей – Мамлюков (1250–1517), Османов (1281–1924), Тимуридов (1370–1507), Шейбанидов (1500–1598), Сефевидов (1501–1722), Каджаров (1779–1925). Наиболее широко в нем представлены рукописи, миниатюры, текстиль – изделия, снискавшие для мусульманского искусства мировую славу.
Это, например, 11 листов из рукописи Корана, созданного в Иране в 1430-1440-е годы. Особенностью данного списка является цветная бумага, на которой он выполнен. Каждый лист с одной стороны содержит (помимо текста) какое-либо изображение, выполненное тонкими золотыми линиями и покрытое крупным золотым крапом, с другой – исключительно текст. Настоящий манускрипт – единственный известный на данный момент в мусульманском искусстве список Корана, содержащий образы живых существ. Строки священного текста написаны в нем прямо поверх крупных изображений птиц. Традиционно считалось, что на такие изображения распространялся запрет. Однако данная рукопись опровергает это предубеждение. Вероятно, вопрос о фигуративности в искусстве выпал из поля зрения придворных богословов Шахруха, унаследовавшего трон Тимура.
Не менее уникальна и рукопись из манускрипта «Четки праведных» Джами, который был создан в Иране в 1530-е годы. Это один из редчайших дошедших до наших дней манускриптов из библиотеки царевича Бахрам Мирзы – известного покровителя искусств, сына шаха Исмаила I (1501–1524) и брата шаха Тахмаспа I (1524–1576). Роскошно украшенный манускрипт содержит ряд миниатюр, подписанных художником Мир Афтабом. Это новое имя, до сих пор не отмечавшееся специалистами ни в письменных источниках, ни на других иранских миниатюрах XVI века, безусловно, принадлежит выдающемуся мастеру сефевидской эпохи. Его манера заметно отличается от стиля художников, трудившихся при сефевидском дворе, работы которых тоже включены в данную рукопись. Вероятно, Мир Афтаб был одним из гератских художников, продолживших художественную традицию, заложенную в этом городе при Тимуридах. Здесь также представлен иранский молитвенный ковер середины XVI века, на котором вытканы 99 имен Всевышнего, другие уникальные экспонаты.
Фонд Марджани собрал большую и разнообразную коллекцию, насчитывающую ныне сотни произведений. Для выставки отобрано 99 шедевров классического мусульманского искусства мирового значения. Среди них есть уникальные экспонаты, представленные впервые, другие – наоборот, очень знамениты, и их уже не раз показывали широкой публике.
По словам Президента Фонда Марджани Р.Р. Сулейманова, язык красоты понятен всем людям и служит мостом для взаимопонимания народов и культур. Выставка приглашает современного зрителя приобщиться к этой возвышенной гармонии, главным смыслом которой является любовь к Всевышнему [#].
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/4/1/66414/77908532.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/4/1/66414/77908533.jpg)
1000 лет золота инков. Из собрания Музея золота Перу в Лиме
19.03.2013 – 26.05.2013
...На выставке «1000 лет золота инков» в ГМИИ им. А.С. Пушкина будут представлены более восьмидесяти уникальных экспонатов древних культур Южной Америки из собрания Музея золота Перу в Лиме, расположенного в городе Лиме. Основу собрания этого музея составляет коллекция Мигеля Мухика Гало, в которой представлены более 8 тысяч древних экспонатов из золота и серебра. Начало коллекции Мигеля Гало положили приобретения 1935 года, сейчас в собрании Музея золота, директором которого стала дочь известного перуанского коллекционера Виктория Мухико, собраны памятники различных культур доколумбовой Южной Америки, таких как чавин, уари, паракас, мочика, чиму, наска, и, конечно, инков.
Уникальные произведения искусства, которые будут представлены на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, изготовлены преимущественно из золота и серебра. Драгоценные металлы, которыми так богата эта часть земного шара, всегда ценилось жителями древнего континента. Чистота, цвет и блеск золота отражали мифологические представления племен Южной Америки о божествах солнца, согласно которым люди были их потомками.
Золото использовалось, прежде всего, в ритуальной сфере. Так строительство храмов и проведение обрядов в честь богов всегда сопровождалось отливкой ритуальной утвари из золота, которой украшали пространство храмов и крупные статуи из камня. Стремясь задобрить своих богов и духов, индейцы закапывали золотые и серебряные украшения в священных местах или бросали их в воды священных рек.
Среди ритуальных предметов, представленных на выставке, бокалы и сосуды, украшенные изображениями тотемных животных, которые почитались священными, таких как ягуар, пантера, кондор, змея и другие. Отдельную группу памятников составляют церемониальные ножи-туми. Они, вероятно, играли роль важных атрибутов царской и жреческой власти и использовались во время обрядов жертвоприношения. Особенно много на выставке традиционных золотых украшений индейцев. Это, прежде всего, царские головные уборы, фигурные подвески и пластины, украшавшие не только одежду, но и тело правителя. Так своим богатством и выразительностью отличаются крупные украшения для носа и ушей, которые часто имеют форму круга или полумесяца. Древние племена верили в то, что основные жизненно важные отверстия на теле человека должны быть защищены золотыми амулетами, которые сохраняют тело и душу от влияния злых духов. Многочисленные амулеты и украшения должны были защищать человека и после смерти, поэтому те же предметы могли использовать и в погребальном обряде. Кроме того, количество золотых предметов, амулетов-оберегов, украшавших тело покойного и его гробницу, а также качество исполнения художественных изделий указывали на социальный статус покойного и его значение для общины или государства даже после смерти.
Разнообразие традиционных форм и способов изготовления предметов из драгоценных металлов, представленное на выставке, поможет посетителям узнать много нового и интересного об особенностях технологии производства, которую создали древние жители Южной Америки.
Выставка «1000 лет золота инков» позволит вспомнить зрителям и суровые страницы истории. Ведь именно золото, его так сказать «доступность» стала одной из главных причин уничтожения древних латиноамериканских цивилизаций. Когда в XVI веке испанские конкистадоры прибыли в столицу Великой империи инков – священный город Куско (юго-западная часть современного Перу), их взорам предстала удивительная картина. Как сообщают документы древних испанских архивов, в роскошном храме Солнца Кориканча (буквально «Золотой храм») можно было увидеть литой диск из золота размером с колесо, символизирующий бога Солнца, золотые фигуры людей и лам в натуральную величину, все стены храма были покрыты листами из чистого золота. Десятки тонн золота и серебра, обнаруженные завоевателями в храмах, поселениях, гробницах, были нещадно переплавлены в крупные слитки и отправлены в Испанию.
Но все же художественное наследие древних доколумбовых культур и цивилизаций сохранилось, и, благодаря выставке, представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина, мы будем иметь возможность познакомиться с ним и многое узнать о таинственном и драматическом мире золота инков и их предшественников [#].
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/4/1/66414/77908541.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/4/1/66414/77908540.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/4/1/66414/77908538.jpg)