Необыкновенный нацизм

...В последние два-три года на стенах домов в монгольской столице все чаще можно увидеть свастику и лозунги вроде "Стреляй по китайцам!" и "Все китайцы должны умереть!".
Авторство надписей принадлежит членам Монгольского национального союза (МНС), неонацистской организации...
Возглавляет МНС 23-летний Шари Мунгун-Эрдене. <...>
Цели МНС Мунгун-Эрдене излагает... четко: "Мы должны любыми способами добиться того, чтобы китайцы здесь не жили". По его мнению, большинство китайских иммигрантов занимаются в Монголии незаконной деятельностью — сутенерством или торговлей наркотиками. Другой член МНС в разговоре с корреспондентом The UB Post заявил: "Китайцы — наши главные враги. Они отравляют монгольскую кровь, женясь на наших девушках, и намереваются сделать монголов частью китайской нации".
По мнению Мунгун-Эрдене, Гитлер во многом был учеником Чингисхана, а потому неудивительно, что идеология Третьего рейха близка монгольской молодежи. "Сидя в тюрьме, Адольф Гитлер читал историю жизни Чингисхана, и книга ему понравилась",— говорит он и добавляет, что концепция блицкрига во многом созвучна принципам ведения войны Чингисхана.
МНС — самая молодая по возрасту участников, но далеко не единственная группировка в Монголии с националистическими взглядами и антикитайскими настроениями. С 1990-х годов в стране существуют две крупные неонацистские организации — "Вся Монголия" и "Синяя Монголия", которые насчитывают в настоящее время, по разным оценкам, от 2 тыс. до 3 тыс. сторонников. Глава "Всей Монголии" 50-летний Загас Эрденебилег на вопрос о том, какого он мнения об убийствах монголов в немецких концентрационных лагерях, отвечает: "Это не имеет значения. У нас с нацистами один курс". По его мнению, Монголии надо бороться с китайской угрозой ради собственного спасения. "Если наша кровь смешается с кровью иностранцев,— предостерегает он,— мы тотчас будем уничтожены".
Популярность идей неонацизма растет в Монголии одновременно с ростом числа китайских мигрантов. В Улан-Баторе и других монгольских городах их уже более 80 тыс., и это без учета нелегалов,— не так мало для страны с населением 3 млн человек.
Однако даже притом, что МНС удалось получить официальный статус неправительственной организации, попасть во власть представителям неонацистов пока не удается. На прошлогодних выборах в монгольский парламент кандидаты "Синей Монголии" и "Всей Монголии", проходившие как независимые депутаты, не набрали необходимого числа голосов.
Отсутствие законодательной инициативы не мешает монгольским неонацистам бороться с китайской угрозой своими методами. Иногда они бьют мигрантов, иногда достается и монголам, замеченным в обществе китайцев. <...>
Участники "Синей Монголии" бреют головы монголкам, замеченным в связях с китайцами. (Интересно, что во Франции во время Второй мировой войны именно так наказывали девушек за связь с нацистами после освобождения от фашистской оккупации.) <...>
Китайские мигранты видят в происходящем попустительство монгольских властей. "Полиция не обращает внимания на этнические конфликты,— жалуется владелец китайского ресторана в Улан-Баторе, на клиентов которого не раз нападали неонацисты.— Им (неонацистам.— "Власть") позволено призывать к убийствам китайцев c экранов телевизоров".
Тем не менее поток китайских рабочих не останавливается. Для многих из них в Монголии уже зарезервированы рабочие места. В Улан-Баторе, к примеру, главным строительным подрядчиком является китайская компания Beijing Construction Engineering Group (BCEG). И работников она, естественно, приглашает из Китая. <...>
<...>
Можно было бы предположить, что монголы питают неприязнь к представителям двух соседних государств, которые в то или иное время оккупировали Монголию, то есть к россиянам и китайцам. Силами советской армии Монголия в 1921 году получила независимость от Китая, в границах которого существовала на протяжении столетий. Однако переход под опеку СССР, по мнению неонацистов, тоже плохо сказался на стране. Один из лидеров "Синей Монголии" Гансюрен Дамдинсюрен, например, считает, что "до прихода к власти коммунистов в стране не было ни проституции, ни тюрем, ни коррупции", и хочет "оживить ту, старую Монголию". Однако раздражение у монгольских неонацистов вызывают лишь китайцы.
26 ноября 2007 года активисты "Синей Монголии" и "Всей Монголии" провели совместный митинг на улан-баторской площади Свободы. Стоя под голубыми флагами со свастикой в центре и под знаменами с изображением 12 великих монгольских ханов, Гансюрен Дамдинсюрен заявил: "Мы не должны забывать о том, что Монголия была могущественной империей. Однако высокопоставленные чиновники коррумпированы и раздают землю иностранцам. Наши монгольские предки жертвовали своей жизнью в борьбе с врагом не для того, чтобы их земля перешла к приезжим. Поэтому мы пытаемся вновь пробудить националистические идеи".
<...>

Журнал «Власть» № 31 (834) от 10.08.2009