Универмаг «Мариинский»
<...>
План. Ну зал, перед залом — фойе. И ширина его в самом центре составляет 5,5 метра. Это без стойки, а там еще такая стойка нарисована, полукруглая, и если ее построят, то будет уже пять метров, даже чуть меньше. А зал на две тысячи мест. Фойе — важная часть оперного театра, говорят, дамы даже специально ходят в эти театры, чтобы показать друг другу свои бриллианты, и это как раз в фойе. А там пять метров.
Я спрашивал Андрея Николаевича Проничева, руководителя художественно-технического комплекса Мариинского театра, отчего же так. Он перевел разговор на другой этаж. Это, говорит, только на одном этаже, а у фойе — три этажа балконов, и народ сможет легко по ним рассредоточиться. Но тут ошибка. Если народ захочет рассредоточиться по второму этажу, у него это не выйдет из-за противостояния с властями. Второй этаж разрезан пополам, и половина его отдана VIP-зоне, ведущей в президентскую ложу. Мариинский театр так устроен, что там часто используется президентская ложа, но я не знаю других случаев в мире, когда под это дело отрезают целых пол-этажа. Но здесь это возможно и оправдано — в такой-то толчее! Так или иначе, по второму этажу те, кого будут давить на первом, не уйдут — там перегорожено. Надо идти на третий, а лестницы не ахти какие театральные — они как в подъездах пятиэтажки, две дамы в платьях разойдутся не без потерь. Андрей Николаевич еще говорил, что народ может во время антракта пройти в ресторан на втором этаже. Не знаю, заметил ли он: проход в этот ресторан предусмотрен только через первый этаж, сбоку. Там пошире, чем в центральной части фойе, там метров десять, но как на грех там же — главный вход и еще лестница вниз, в гардероб, так что в ресторан надо будет прорываться с боем. Вообще, это редкий театр, где главный вход располагается в углу из-за того, что по центру очень узко.
<...>
Ну вот, это что касается театра внутри. Теперь снаружи. Собственно, на то, как все это будет выглядеть снаружи, тендер и проводился. То есть он проводился и на декорацию фасада, и на декорацию интерьера, но поскольку никто из участников тендера никаких идей по интерьерам не представил, то смотрели мы только фасады, а про интерьеры решили, что сами собой выйдут.
Так вот, выиграла фирма "КБ высотных и подземных сооружений", КБ ВиПС, которая сейчас ведет проектирование фундаментной части театра. По названию она внушительно звучит, но это условность. Компания создана специально под проектирование Мариинского театра... И нельзя сказать, что это известная компания. В интернете я нашел про нее удивительную информацию, что основана она польским конструктором Кшиштофом Поморски и русским архитектором Андреем Панферовым, зарегистрирована ими (как физическими лицами) в Польше, и уставный капитал у нее — $3 тыс. Что, вероятно, все же вранье, потому что иначе просто уму непостижимо, отчего ее Министерство культуры и Северо-Западная дирекция так хотели видеть победителем. Консультантами ее выступают канадские архитекторы Diamond & Schmitt Architects, которые полюбились Валерию Гергиеву. Они построили оперы в Торонто и Онтарио.
Надо честно сказать, что это не самые известные в мире архитекторы. Если у Перро был статус мировой звезды, присутствие которой в Петербурге льстило городу, то Джек Даймонд и Дональд Шмит — просто канадские проектировщики, вероятно, не самые плохие для Торонто и Онтарио. Для нас все несколько сложнее. Мы сидели на заседании этой комиссии с ректором Московского архитектурного института Дмитрием Олеговичем Швидковским, и он никак не мог решить, сколько бы поставили за этот театр на дипломе в МАРХИ. В зависимости от настроения он то решительно высказывался за "удовлетворительно", то говорил, что при хорошем раскладе "хорошо", пожалуй, можно было бы натянуть.
<...>
На заключительном заседании комиссии Герман Греф, глава Сбербанка и по совместительству глава Попечительского совета Мариинского театра, в отличие от министра Авдеева человек не такой культурный, обратился к собравшимся с вопросом: это у нас вообще архитектурный кризис или только в данном случае нам пришлось выбирать этакую дрянь? Спешу заверить Германа Оскаровича, что только в данном случае...
<...>
...На третьем заседании мы выбрали канадцев. Произошло это как-то автоматически. Там все голосуют по баллам, а баллы начисляются по финансовым показателям. Главные — такие. Во-первых, сумма страховки. КБ ВиПС предложило 330 млн руб. страховки, а остальные — меньше. Это как раз то, чему так радовался Александр Алексеевич, говоря, что мы строим лучший театр в мире и нам нужны лучшие гарантии. Должен, правда, его расстроить, потому что эта страховка выплачивается, если они представят проект, по которому нельзя строить — а это случай Перро. То есть нужно в суде доказать, что проект неисполнимый, и тогда заплатят, а в суде это доказать невозможно. Но так, абстрактно, 330 млн руб. солидно выглядят. Второй пункт — сроки. Они предложили сделать проект быстрее всех — за 9,5 месяца. Тоже пустое, потому что, если они опоздают, что ж их, менять, что ли, будут? Но абстрактно тоже серьезно выглядит. Ну а остальные пункты были уже не так существенны, где-то они и проигрывали — и по цене (у них самый дорогой проект, примерно $155 за метр, притом что сегодня русские архитекторы работают чуть не за $50), и по качеству, но зато какие гарантии!
<...>
И вот я подписывал протокол решения тендерной комиссии и думал, что же все-таки произошло. Канадцев, думаю, кинут. По условиям тендера победители — КБ ВиПС, канадцы — лишь консультанты, а разработать такой проект, который они представили, можно даже в Воронеже силами проектировщиков казарм. В принципе есть надежда, что проект не пропустит градостроительный совет Петербурга, но, с другой стороны, кого это волнует? Северо-Западная дирекция будет ходить и согласовывать проект, ее будут отфутболивать, а она — опять ходить, а театр будет строиться. А когда построят, окажется, что театр — вот он, а представления давать нельзя, потому что какой-то там совет что-то не согласовал. Валерий Абисалович позвонит Владимиру Владимировичу, и неловкость разрешится сама собой.
Но это — мелочи быта. Архитектура — такое дело, что она объединяет усилия многих людей, их желания и мечты. У нас опера традиционно была дворцом искусств. В Канаде совсем иначе, это страна, не отягощенная феодально-аристократическими переживаниями. Театр в Торонто, стоящий среди стеклянных офисов, выглядит как четырехэтажный супермаркет с открытыми витринами, в которых видны лестницы с множеством снующих туда-обратно покупателей оперы. Точно такой же будет и Мариинка. Если Перро проектировал для Петербурга сказочный золотой дворец, то канадцы — универмаг "Мариинский". У нас вообще-то очень много такой архитектуры, в Петербурге все Пулковское шоссе ей застроено. Только у нас такие вещи делаются холодными, официально-дистантными, чтобы подчеркнуть пафосность товара. А у канадцев эта архитектура как бы обогрета демократичной простотой, как принято, скажем, в фастфуде. Это будет здание, выглядящее как нечто среднее между универмагом и "Макдональдсом". Известная толчея в фойе будет сообщать оперно-балетному искусству дополнительный шопинговый шик. Торговля оперно-балетными впечатлениями легко сможет конкурировать с распродажами на окраинах.
И чего тут еще ждать? Мне уже приходилось писать о новой мечте Петербурга — превратиться в азиатский торговый город наподобие Шанхая или Гонконга, где повсюду — пластмассовые торговые центры и киоски с фастфудом (см. "Власть" N 15 от 20 апреля). Все идет к этому — и мечты архитекторов быть современными, и мечты городской власти об инвестициях, и мечты жителей о консумерическом процветании. А мешает только исторический Петербург с его несколько неуместным теперь "стройным гордым видом". Это городское торговое тело требуется чем-то освятить, дать ему символ и культурную ценность. И вот, когда на Театральной площади возникнет универмаг "Мариинский" и сам Валерий Абисалович Гергиев начнет дирижировать музыкой консумеризма, тогда и наступит счастье. Это будет лучший театр в мире, и возражать против этого будет... ну хамством каким-то. Культурные люди так не поступают.
Журнал «Власть» № 31 (834) от 10.08.2009
В дополнение:
Главным достоинством выбранного вместе с КБ ВиПС канадского проекта, напоминающего провинциальный торговый центр, Валерий Гергиев считает "безусловную возможность его построить". Главный архитектор города Юрий Митюрев не скрывал, что проект можно назвать лишь "относительно лучшим", пообещав его доработать.
<...>
...У незамысловатого и наивного архитектурного решения канадцев нет перспективы — никогда еще столь слабую иностранную компанию не допускали строить в Петербурге. Это поражение профессионального сообщества и создание условий для нового тупика.
Газета «Коммерсантъ» № 136 (4191) от 29.07.2009