Посмотрел фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Не сказал бы, что по зрелищности и спецэффектам он сильно превосходит предыдущие три серии, снятые в 80-е годы, хотя, конечно, финальная сцена фильма (взлет летающей тарелки из-под пирамиды майя) в то время в таком виде вряд ли могла быть поставлена.
В отличие от трех предыдущих фильмов об Индиане, «Королевство» отмечено печатью мистицизма в духе X-files – во всем оказываются виноваты инопланетяне. В старых же сериях речь шла о земном и божественном, и о связи между ними (Святой Грааль, Ковчег Завета, Храм Судьбы), но никак не об инопланетном. И в этом значительное различие между теми сериями и последним фильмом, снятым в сем году. Не думаю, что это можно назвать хорошей находкой, хотя, в общем-то, привычка во всем видеть следы инопланетного разума и искать встречи с внеземными цивилизациями – примета нашего времени.
Сильно не порадовала подчеркнутая карикатурность фильма (не знаю уж, так и задумывалось, или просто «хотели как лучше»). Дело происходит примерно в середине 50-х (чуть ли не в 1957-м). Противники хороших парней в лице Джонса, его жены и их сына Джонса-Третьего – кэгэбэшники и советские военные. Руководит группой советских военных Ирина Спалько, эксцентричная дама «с востока Украины», являющаяся внешне почти полной копией советской диверсантки Наташи из тупого американского мультфильма 60-х годов про сумасшедшего лося Булльвинкля и не менее сумасшедшую белку Рокки. Она открыто преклоняется перед Сталиным, носит серую эсесовскую форму и советский солдатский ремень с большой медной пряжкой с пятиконечной звездой. На поясе у нее висит шпага (хотя топор каменного века смотрелся бы эффектнее), которой она иногда с умением размахивает (и даже проводит дуэль на шпагах с Джонсом-Третьим). Еще три шпаги она всегда везет за собой в специальном обшитом изнутри бархатом ящичке – видимо очень боится остаться безоружной в трудной ситуации. При Ирине состоит ее помощник – ренегат и бывший друг и соратник Индианы Джонса. Как нетрудно догадаться, его внешность соответствует внешности напарника Наташи из мультфильма про Рокки и Булльвинкля, Бориса. По ходу дела этот товарищ, кстати, открыто переходит на сторону Спалько с чудесной фразой на устах: «Я ведь капиталист, Джонс. Они – платят». Как мило. Цель плохих парней (советской экспедиции во главе со Спалько) – захват хрустального черепа (части инопланетного существа), с помощью которого она собирается влиять на мозги простых американцев, диктовать им волю Советского Союза, и, в конечном итоге, «превратить вас в нас». Разумеется, в конце фильма Ирина Спалько гибнет крайне мучительной и страшной смертью – из-за своей жадности до запретных знаний. Погибает и ее помощник-ренегат (этот – из-за жадности до материальных ценностей).
А вот Джонс не гибнет. Даже оказавшись в эпицентре ядерного взрыва – во время проведения американцами испытаний атомной бомбы. Просто запершись в добротный американский холодильник он легко и непринужденно переживает взрыв ядерной бомбы в паре метров от себя и не получает ни царапины. Стоит ли говорить, что толстые стенки настоящего отечественного холодильника защитили его и от пронизывающего все и вся ионизирующего излучения. Думаю, подобная толстокожесть не снилась в свое время и Супермену с Бетманом. Хотя, может, это прото атомные бомбы в то время были еще слабенькие. Умиляют кадры любования Джонсом распухающим в каких-то считанных метрах от себя ядерным грибом. Впрочем, тут я его понимаю – подобное зрелище вполне способно поспорить по красоте с восходом солнца.
По ходу дела советские военные отличаются крайней тупостью, а советская техника – крайней прочностью и надежностью. Тупость русских проявляется в том, что после задержания Джонса и его домочадцев, на их охрану не было поставлено ни одного человека из всей многочисленной экспедиции (ну еще бы, ведь все они увлечены важным делом – танцами вприсядку вокруг огромного пионерского костра под звуки балалайки), в результате чего семейка Джонсов благополучно сбегает, надавав напоследок по морде командиру и раскокав пару керосиновых ламп. Данный печальный инцидент, однако, не научил тупых русских многому. После поимки компании Джонса, застрявшей в зыбучих песках, на ее охрану по дороге к месту действия отряжают всего одного офицера, а самим Джонсам заботливо подкладывают под зад гранатомет (видимо, для большего удобства побега). Советская же техника проявляет прямо противоположные качества. Мало того, что впереди колонны грузовиков, едущих на немалой скорости по джунглям идет чудо-машина, которая «сама едет, сама давит, сама помощь подает» (да еще и прокладывает неплохое грунтовое шоссе), так чрезвычайной крепостью отличается советский автомобиль-амфибия, на котором можно ничуть не бояться гнать через девственные леса и заповедные джунгли, падать с обрыва и с водопадов (с последних – три раза). Спасибо американцам хотя бы за рекламу советской техники, если уж не советской сообразительности и предусмотрительности.
В целом, фильм производит гнетущее впечатление. Он не только неплохо стилизован под 50-е годы с помощью соответствующего антуража, но и отлично передает дух той эпохи – повсеместная паранойя по поводу «коммуняк» и бесконечная охота на ведьм. Этот дух так хорошо передан, что поневоле задумываешься, а действительно ли кончилась Холодная война, действительно ли прошло время маккартизма и русофобии, и почему американцы никак не перестанут муссировать тему советско-американского противостояния в XX веке.