- - -
empire
| четверг, 04 августа 2022
О китайцах и - косвенно - о нас
alex-vergin.livejournal.com/429763.html
Китаевед Сергей Дмитриев говорит об этнической неоднородности ханьцев. Насчитывают от 7 до 14 диалектных групп, причем диалектами они считаются только в силу политических причин: в действительности это разные языки, и отъехав пару сотен км от Пекина, знаток тамошнего диалекта (мандаринского, или гуаньхуа) уже начинает испытывать значительные трудности в коммуникации, а еще через двести км шансов объясниться уже не будет. И это только в рамках одной диалектной группы! Даже в рамках ее т.н. диалекты различаются примерно как славянские языки между собой, например русский и чешский. А разные диалектные группы правильно было бы называть разными языками и часто их таковыми считают (но только за границей КНР). Например, кантонский диалект "китайского" ближе вьетнамскому языку, нежели прочим диалектам "китайского", а ведь вьетнамский - это другая языковая семья. На официальном китайском (путунхуа) большинство китайского народу до сих пор не говорит, несмотря на все усилия правительства. В такой ситуации и на этой основе можно было бы легко представить себе на месте Китая несколько разных государств и народов с близкой культурой. Так что на уровне самого китайского этноса различий больше чем единства. Но это лишь подчеркивает величие китайского народа, который будучи настолько неодинаковым, ощущает себя как единый народ; именно сознание определяет бытие (конец пересказа).
Применяя сказанное к нам путем аналогии, получается, что нет никаких "материальных" проблем с тем, чтобы считать (как всегда и считалось в "белой" традиции) белорусов и малороссов частями большого русского народа; это лишь вопрос работы с сознанием, а в самом "бытии" нет ничего такого, что этому надежно препятствовало бы. Вопрос в том, почему у нас подобный проект столкнулся с проблемами, а в Китае нет. Моя гипотеза - это потому, что традиционная китайская культура чрезвычайно самодостаточна и обладает огромным престижем в глазах населения восточной Азии. Это делает ее притягательной, позволяет объединять разные народы под вывеской "единого и неделимого китайского народа". Даже коммунисты в эпоху культурной революции эту притягательность подорвать не смогли. Русские же находятся в другой ситуации - они несамодостаточны, никогда не обладали таким самоуважением и не умели себя как следует поставить. Кроме того, в советском коммунизме всегда преобладала компонента интернационализма (вполне унаследованная правящими в РФ новиопами), тогда как китайские коммунисты откровенно националистичны (ср. отношение к нацменьшинствам в КНР и в нынешней РФ, не говоря уже об СССР).