Интернет-омбудсмен при Президенте РФ Дмитрий Мариничев:

Рано или поздно мы придем к тому, что паспортов вообще не будет, поскольку это в принципе не особенно нужная для людей штука. В то же время будет активно развиваться внешняя идентификация/верификация (например, в московском метро уже сейчас можно оплачивать проезд по лицу). Человек сам по себе является паспортом, у него все уникальное: лицо, рост, походка, радужка, отпечатки пальцев. Верификаторов очень много, и изменить их невозможно.

Цифровой паспорт, на который мы переходим [в следующем году], – это некая промежуточная ступень между абсолютно онлайновым и абсолютно офлайновым документом. Эта модель «прокатается», но, на мой взгляд, не задержится с нами надолго, поскольку она априори ущербна с точки зрения развития технологий.

Да, она на порядок лучше, чем офлайновый паспорт, но это совсем не то, что должно присутствовать в современном мире. Просто люди – существа инертные, не успевают быстро меняться, а это значит, что нам необходимы вот такие переходные модели.

Жизненный цикл человека – от момента рождения до момента смерти – обязателен для ведения государством. А когда у вас есть цифровое досье на человека или его цифровой двойник (туда войдут покупки квартир, машин, взаимодействие с бизнесами, другими людьми, работа и многое другое), то никакие паспорта в их классическом виде уже не будут нужны.

Но тут возникает другой, более сложный вопрос – о приватности и охране частной жизни. В описанной выше ситуации вы частично или, может быть, тотально будете этого лишены. Видеокамеры распознают лица, ваши точки контакта в магазинах или общественном транспорте считываются… Это изменит само общество, и к этому надо привыкнуть.

- Правильно ли я понимаю, что нам придется привыкнуть к жизни в «цифровом концлагере»?

- Вполне возможно. Но вероятно мы не будем знать о том, что это он и есть. И мы сможем только догадываться о так называемых «цифровых жрецах», и вот здесь встает еще один важный вопрос: каждый или не каждый сможет попасть в когорту людей, которые будут допущены к администрированию или созиданию этой системы. Обеспечение прозрачности всех процессов – это задача №1. Если эта задача будет решена, то перед нами откроются безграничные возможности нового цифрового мира. В противном случае мы действительно получим «цифровой концлагерь»
[#].

Прелестно же.