До конца 2022 года в России пройдет эксперимент по внедрению цифрового профиля учащихся. Минпросвещения подготовило концепцию проекта, которую должно согласовать Минцифры. Предлагается сделать цифровой профиль обязательным и регистрировать его при зачислении в детский сад или первый класс. Достижения учащихся будут зафиксированы в цифровом портфолио. Однако эксперты обращают внимание на риски злоупотреблений и сомневаются в целесообразности тотального сбора и хранения образовательных данных.
читать дальшеЦифровой профиль ученика будет апробирован в рамках эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, который проводится до 31 декабря 2022 года, объяснил “Ъ” источник, знакомый с деталями проекта. Эксперимент проводится в рамках соответствующего постановления правительства от 7 декабря 2020 года. О необходимости создания цифрового профиля учащегося в декабре 2020 года заявляла замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина.
Согласно концепции, цифровой профиль будет обязательным и появится при первом обращении за образовательной услугой, например при зачислении в детский сад или первый класс. Все достижения учащихся будут зафиксированы в цифровом портфолио, следует из документа.
Разрабатываемая Минпросвещения система будет содержать «фантастическое количество данных» о детях, их успеваемости и посещаемости, считает преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов. «Все они в случае утечки могут использоваться для обмана детей, в том числе социального инжениринга»,— говорит он [#].
Депутат от ЛДПР Сергей Иванов в разговоре с «Ридусом» назвал идею создания подобного досье противоречащей положениям Конституции: ведь, по сути, отказаться от согласия на обработку персональных данных и получить услугу у нас уже сейчас практически нереально.
Еще резче в комментарии «Ридусу» высказался об идее и ее потенциальных опасностях заведующий кафедрой информационной безопасности НИУ ВШЭ академик Академии криптографии РФ Александр Баранов.
«Это глупость, при которой человека начинают полностью профилировать от рождения до смерти. Она означает полную потерю частной жизни. Вы становитесь «стеклянным и прозрачным»», — заявил собеседник «Ридуса».
В отличие от того, что декларируют авторы идей цифровизации, подобные практики, по мнению господина Баранова, делают жизнь крайне некомфортной: с младых ногтей человека приучают постоянно оглядываться и опасаться, что какой-то поступок детских лет будет превратно истолкован и использован во вред, превратившись в клеймо.
«Девочку в детсаду обижал? Лопаткой по песочку стучал? Значит, получи клеймо «агрессивный». Мне лично глубоко антипатичны подобные идеи. Если посмотреть на крупных ученых, то очевидно, что большинство из них в детстве были очень некомфортными и неординарными, и относились к ним как к «гадким утятам». И это относится, например, к таким выдающимся людям, как Эйнштейн.
В моей практике было полно людей, бывших отличниками с красными дипломами и золотыми медалями, а потом на работе они были ни к чему не пригодны», — указывает господин Баранов.
Аналогичной точки зрения придерживается депутат от КПРФ Олег Смолин. Он оговорился, что пока у него нет подробной информации об этом проекте, но напомнил, что в свое время Минпросвет предлагал принять закон о «Контингенте», где должны были собираться не только достижения, но и все особенности учащихся, в том числе информация о состоянии здоровья. По словам депутата Смолина, если информация в новом проекте Минпросвета будет собираться для альтернативы ЕГЭ, это заслуживает обсуждения, но и тут есть подводные камни в виде индивидуальных особенностей.
«Бывают дети, которые всю жизнь отличники и активисты, а бывают те, кто берется за ум только в старших классах. И лишать их возможностей на основании того, что их портфолио меньше, будет неправильно», — указал депутат Смолин.
По его словам, существует и опасность того, что на основании портфолио детей будут делить на более или менее способных и это отрицательно скажется на шансах ребенка на успех в жизни.
Александру Баранову в затее Минпросвещения видится попытка «состряпать» на каждого человека его полную цифровую историю, чтобы потом использовать ее в маркетинговых целях. А если говорить об информационной безопасности, то, по мнению эксперта, это крайне опасная затея ввиду того, что будет собираться крайне чувствительная информация, что требует высокой степени защищенности ресурсов. По мнению господина Баранова, Минпросвещения не сможет обеспечить, чтобы каждая школа или дошкольное учреждение частного порядка осуществляло меры по информбезопасности и никому ничего не передавало. Другим немаловажным, по его мнению, моментом является то, что вся история с созданием цифрового досье на ребенка сильно попахивает нарушением закона о персональных данных.
«Там будут и данные по болезням, и данные по различным склонностям ребенка — это чувствительнейшая персональная информация, у которой должна быть наивысшая категория защиты. А обеспечить ее в условиях детсада, школы, какого-нибудь кружка или спортсекции невозможно, потому как данные собираются в детском саду, там они и остаются. Затем их перепродают. Контроль за такими утечками организовать крайне сложно, поскольку мест этих, где синтезируется информация, очень много. Установить системы защиты информации, которые будут эффективно контролировать, крайне трудно: мало повесить замок — нужно, чтобы ключ к нему не был у всех направо и налево», — отмечает Баранов.
По мнению господина Баранова, опасность, помимо утечек, кроется и в том, что запись в цифровом досье впоследствии может быть превратно истолкована, а то и вовсе окажется результатом неприязненного отношения к ребенку педагога или психолога.
«Это так называемая «смысловая информационная безопасность», когда искажение смысла превращается в клеймо на всю жизнь», — поясняет Александр Баранов.
Отвечая на вопрос о возможных побудительных мотивах чиновников к созданию таких проектов, наш собеседник предположил, что здесь можно говорить о попытке путем социального инжиниринга решить проблему с уровнем развития производительных сил.
«Мне кажется, что эти люди искренне верят, что цифровизация может изменить производительные силы, существенно и резко ускорить столь недостающий нам прогресс в области производительности труда. Но это не так. Некоторый эффект она дает, но совсем не тот, который нужен. Для того чтобы ускориться, нужны фундаментальные изменения, а не косметические, подобные цифровизации. Это попытка решить сложную проблему легким способом. А это невозможно», — считает преподаватель ВШЭ [#].
Но нашу власть уже не свернуть, ее заело на идее построения общества тотального контроля а-ля Китай.
Пока у руля неуемный «знатный цифровизатор» Мишустин, никакие минусы и опасности построения оруэлловского общества во внимание приняты не будут.
Патриарха, который в очередной раз обратил внимание наших законодателей на опасность оголтелой цифровизации во время своего
выступления в ГД в мае с.г., просто не услышали. Не только проигнорировали, но тупо поставили блок на эту (именно эту!) часть его речи в СМИ.
Делайте выводы, друзья.