По сути, заокеанские кураторы Черногории, те же самые, что рулят и процессами (в том числе религиозными) на Украине, взяли курс на создание из Черногории «Украины» для Сербии. С принудительным церковным расколом, силовой сменой «имперской» Сербской Церкви на «демократическую» местную черногорскую и, желательно, войной. Иначе истолковать последние заявления М.Джукановича и шаги черногорских властей невозможно.
Правительство Черногории заявило о том, что хочет принять закон, который объявит государственной собственностью все здания, построенные до 1918 и сейчас принадлежащие Сербской Православной Церкви. Однако, такое решение может спровоцировать серьезное гражданское противостояние. Об пишет издание Balkan Insight.
По словам журналиста Константина Дойича, «законодатели объясняют, что причиной этого радикального шага является то, что данное культурное наследие было построено черногорским народом».
Константин Дойич напоминает, что Сербской Церкви в Черногории принадлежит около 700 храмов и других святых мест, которые были построены в течение ряда эпох, начиная с 4-го века нашей эры, и неприкосновенность которых была гарантирована еще императором Константином, издавшем 313 году нашей эры знаменитый Миланский эдикт [#].
Противостояние между Церковью и государством, пока на уровне переговоров, началось после того, как 16 мая правительство в Подгорице одобрило законопроект о свободе религии или убеждений и о правовом статусе религиозных общин. Этот законопроект вызвал резкую критику со стороны крупнейшей религиозной организации страны, Сербской Православной Церкви.
Согласно новому закону, Церковь должна в каждом отдельном случае подтверждать документально право собственности на тот или иной религиозный объект. «Если таких доказательств нет, то речь идет о собственности, созданной и приобретенной государством Черногория, и представляет культурное наследие всех его граждан. Такая собственность будет зачислена как культурное достояние, то есть как государственная собственность Черногории», – говорится в законопроекте.
В Сербской Православной Церкви считают, что таким образом правительство пытается поставить Церковь под свой контроль. В знак протеста против последних планов правительства один из самых авторитетных иерархов Черногории, митрополит Амфилохий (Радович), 15 июня созвал церковный совет в Подгорице, который направит послание «правительству и международному сообществу».
Епископ Будимльский Иоанникий утверждает, что православные христиане будут сопротивляться конфискации храмов властями государства Черногория.
«Не ожидайте, что мы смиримся с этим. Мы не будем вооружаться, но будем защищать нашу собственность ценой самой жизни. Когда дело доходит до этого, нет никаких правил. Я никого не пугаю, но это так».
Отношения между правительством и Сербской Церковью исторически были нестабильными, главным образом потому, что правительство рассматривает Церковь как «руку Сербии», которая враждебно настроена по отношению к независимости страны. Со своей стороны, Церковь считает, что прозападное правительство враждебно относится к тому, что должно и можно называть сербским наследием Черногории [#].
По сути, это ровно такой же антицерковный законопроект, как и те, что проталкивались (а некоторые даже были приняты и вступили в силу, как, например, закон о смене наименования канонической УПЦ) на Украине.
Если планы черногорских властей претворятся в жизнь, Черногории в ближайшем будущем грозит то, через что на протяжении многих лет, а с декабря прошлого года в турбо-режиме, проходит Украина — непрекращающиеся захваты и антизахваты храмов, бесконечные стычки между верующими канонической СПЦ и представителями т.н. «черногорской церкви», действующими при поддержке властей. Сторонников «черногорской церкви», согласно социологии, очень мало. Но и на Украине автокефалистов до определенного момента было не много. А потом пошло-поехало. Особенно, когда власть подключилась.