По наводке  Andrew Seemann

Все по-другому. Темная сторона свободы

Не так давно один профессор читал лекцию о выдающемся психологе Льве Выготском. Как известно, Выготский в своей теории уделял большое место проблеме знака. Знак есть важнейший инструмент мышления. То есть человек мыслит не просто чувственными образами и реагирует не на прямые стимулы среды, а опосредствует их с помощью знаков — прежде всего с помощью языка. Собственно, в этом и состоит культурно-историческая теория Выготского.

Вот профессор закончил лекцию: «Вопросы, пожалуйста».

Поднимается рука.

— Скажите, а если я Водолей, у меня какое мышление?

— Что-оо?!! — профессор едва не упал с кафедры.

— Но вы же сами сказали — в мышлении все зависит от знаков. Вот я и говорю — я по знаку Водолей…

Ужасная история. Но подлинная.

Любой вузовский преподаватель может часами рассказывать о поразительном, о вызывающем, как будто бы даже нарочитом, принципиальном, просто-таки доктринальном невежестве учащейся молодежи.